Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Заинтересованность в исследованиях подобного рода обусловлена ростом количества детей с высокой тревожностью, которым свойственны повышенная тревожность, отсутствие уверенности в себе, эмоциональная нестабильность. Появление и фиксация тревожности связаны с неудовлетворенностью возрастных потребностей ребенка.
Фиксация и увеличение тревожности совершается как в системе «замкнутого психологического круга», которая влечет накопление и углубление отрицательного эмоционального опыта, что, в свою очередь, зарождает негативные прогностические оценки и в большей степени обусловливает взаимосвязь настоящих переживаний, способствует усилению и сохранению чувства тревоги.
Во время возрастного кризиса тревожность вырисовывается как неконструктивная, инициируя состояние уныния, паники. Ребенку свойственно начать сомневаться в собственных силах, возможностях и способностях.
Состояние тревоги основано на определенных страхах: страх унижения, страх быть отверженным, страх не добиться конкретного уровня, страх публичных выступлений и других. Тревога не только рушит учебную деятельность, но и способствует разрушению личных составляющих характера.
В связи с данным фактом актуальным становится проблема коррекции тревожности в раннем школьном возрасте.
Актуальность исследования тревожности у младших школьников обусловливается тем, что на сегодняшний день в начальной школе факторы, которые способствуют проявлению школьной тревожности у школьников, возрастают.
Данные факторы взаимосвязаны с трансформацией системы требований, в виду того, что посещение школы - это новая форма деятельности для младших школьников.
Успехи в учебной деятельности, переутомление, семейное воспитание, взаимоотношения с одноклассниками и педагогами - все это способствует формированию неблагоприятного эмоционального фона для развития личности и повышению тревожности.
Объект исследования: феномен тревожности.
Предмет: программа превентивности школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
рассмотреть дефиницию «школьная тревожность» и источники ее возникновения;
исследовать способы коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста;
определить методы и методики исследования;
подвергнуть анализу полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: разработанная программа будет способствовать превентивности школьной тревожности младших школьников.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
психодиагностические: «Тест школьной тревожности Филипса»; «Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)»;
математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
Базой исследования стала средняя школа № 30 г. Норильска Красноярского края с сентября по октябрь 2022 года. В эксперименте приняли участие 48 учеников в возрасте 7-8 лет, среди них 19 мальчиков, 29 девочек.
Глава 1 Теоретический анализ школьной тревожности в младшем школьном возрасте
1.1 Понятия «школьная тревожность» и причины ее появления
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные дефиниции понятия «тревожность», но зачастую она толкуется как ситуационный феномен и личностная характеристика с учетом переходного состояния и его динамики. Тревожность является свойством личности, проявляющееся в склонности ощущать взволнованность в многообразных условиях деятельности при воздействии стрессовых факторов и в ситуациях неопределенности [22].
С точки зрения психологии тревогу рассматривают как эмоциональное состояние и неизменное свойство, личностную черту или темперамент.
А.М. Прихожан рассматривает тревогу как: «переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагоприятных обстоятельств, с предчувствием надвигающейся опасности» [28].
Отдельные ученые отождествляют определения «страх» и «беспокойство». Однако в отличие от чувства страха, который возникает из-за определенных факторов и который в первую очередь связан с опасностью для жизни индивида как живого существа, тревога обычно носит неустановленный характер и проявляется, когда ей угрожает (иногда воображаемая) индивид как личность. Предполагается, что когда возникает угроза, страху предшествует чувство беспокойства, то есть до тех пор, пока обстоятельства и ситуация не будут осознаны, а не конкретизированы, человек испытывает состояние тревожности, но как только он осознает полностью ситуацию, чувство тревоги усиливается. Тревога превращается в страх или полностью исчезает [7].
К.Д. Спилбергер выделил два основных типа тревоги - это ситуационная и личная тревога. Ситуационная тревога проявляется в конкретной ситуации, которая достоверно вызывает беспокойство. Данное состояние может проявиться у каждого человека в обстоятельствах потенциальных проблем и жизненных беспорядков. Это вполне естественно и действует как своего рода мобилизующее средство, помогающее серьезно и ответственно подойти к разрешению данной проблемы.
Неестественным проявлением тревожности считается, когда индивидуум, столкнувшись с серьезной ситуацией, демонстрирует неразумность и безответственность, что свидетельствует о низком уровне ситуационной тревожности и чаще всего говорит об инфантильности жизненных установок и недостаточной формации самосознания [17].
Личная тревога осмысливается как одна из черт личности, которая проявляется в чувстве неизменной тревоги, даже в ситуациях, которых нет. Дети, которые всегда находятся в подобном состоянии, характеризуются подавленным и настороженным настроением, они плохо контактируют с социумом, в виду того, что воспринимают его как источник опасности и враждебности. Кроме того, у таких детей отмечается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на окружающую действительность.
Следовательно, под дефиницией «тревожность» психологами понимается состояние человека, характеризующееся высоким уровнем подозрительности, сомнительности и переживаниям, несущим негативный эмоциональный фон [4].
Школьная тревожность - это широкое понятие, охватывающее различные аспекты длительного эмоционального неблагополучия [23]. Состоянию тревоги подвержены многие школьники в разнообразное время в школе. Первоклассники испытывают тревогу в период адаптации к учебному процессу, поскольку посещение школы - это новая для них форма деятельности. Но школьная тревога первоклассника персонифицируется в лице родителей, в нежелании огорчать близких. Период адаптации первоклассника может длиться от одного до шести месяцев, после этого периода, как правило, у большинства детей уровень тревожности нормализуется.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. - 2019 - № 2. - С. 34-38.
2.Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. - 2021. - № 1 - С. 18.
3.Астапов, В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЭР СЕ, 2018. – 159 с.
4.Барсукова, Е. В. Реактивная тревожность - состояние организма // Современная педагогика. 2019 - №10. - С. 73-78.
5.Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки– 2019 - № 10 – С. 36-41.
6.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе - М.: Совершенство, 2017. – 298 с.
7.Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Концепт. - 2022 - № 1. – С. 67-70.
8.Гарбузов, В. И. Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье: монография. - СПб: Сфера, 2018. - 159 с.
9.Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Молодой ученый – 2020 – №4. – С. 56-60.
10.Дружинин, В. Н. Психическое здоровье детей - М.: Центр, 2018. - 164 с.
11.Ермолаева М. В. Психология развития - Воронеж: МОДЭК, 2020. - 336 с.
12.Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Таврический научный обозреватель – 2020 - № 2(7). – С. 123- 127.
13.Изард, К. Э. Психология эмоций - СПб.: Питер, 2019. - 464с.
14.Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности - СПб.: Питер, 2019. - 198 с.
15.Кочубей, Б. Снимем маску тревоги // Семья и школа – 2019 - №5 - С.3 - 10.
16.Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №5. – С. 627-631.
17.Лубовский, В. И. Специальная психология. - М.: Знание, 2018. -356 с.
18.Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. - СПб.: Питер, 2021. – 583 с.
19.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция - СПб.: Речь, 2017. - 248 с.
20.Немов, Р. С. Общая психология: учебник - М.: Юрайт, 2021. - 1007 с.
21.Овчарова, Р. В. Практическая психология– М.: Сфера, 2018. – 258 с.
22.Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. – 2022. – № 1. – С. 17-28.
23.Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий // Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2020 - № 1. – С. 32-36.
24.Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст - СПб.: Питер, 2019. - 192 c.
25.Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2019. - № 2. - С. 1-10.
26.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
27.Тимофеева, А. Г. Проблема школьной тревожности // Известия Саратовского университета.– 2018 - №3(27). – С. 293-297.
28.Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета.– 2020 – № 2. – С. 42-52.
29.Сидоров, К. Р. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. – 2019. – № 1. – С. 3-5.
30.Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников – 2019 – №6 - С.26 – 35.
31.Сыромятников, И. В. Психодиагностика - М.: Глобол, 2018. - 640с.
32.Фрейд, З. Психология бессознательного - М.: Крокус, 2019. - 540 с.